Колоноскопия и варианты наркоза

Метод колоноскопии позволяет обследовать весь толстый кишечник изнутри и выявить наличие в нем патологических изменений. При этом специальный зонд вводится через анальное отверстие и проводится по всей длине толстой кишки. Состояние слизистых оболочек высвечивается на экране монитора, и врач может видеть любые отклонения в реальном времени. Пациент при этом может испытывать болевые ощущения. Колоноскопия под наркозом позволяет провести обследование без боли.

Суть и особенности метода обследования

Колоноскопия практикуется уже длительное время. В некоторых странах это обследование является обязательным при медосмотрах, как у нас флюорография. Раньше эту процедуру проводили без обезболивающих препаратов, и пациенты ощущали боль. Поэтому когда назначалось обследование кишечника, пациенты отказывались и предпочитали другие методы.

Кишечник можно обследовать при помощи компьютерной томографии или рентгена. Но такие методы менее информативны и создают нагрузку на организм человека в виде облучения. Поэтому было найдено решение, использовать наркоз или другие методы, при которых больной ничего не ощущает.

Колоноскопию кишечника под наркозом делают по показаниям. Чаще такой глубокой анестезии не требуется, достаточно местного обезболивания. При проведении процедуры могут быть выявлены различные патологии, например, болезнь Крона, язвенный колит, опухоли различного характера. Незаменимым считается обследование для выявления ранней стадии колоректального рака. Зачастую благодаря колоноскопии удается значительно продлить жизнь больному.

Специальный гибкий зонд имеет на конце видеокамеру, сигналы от которой поступают на монитор. Его вводят в кишечник через анальное отверстие и постепенно продвигают внутрь. При этом на мониторе отображается все, что попадается на пути видеокамеры. Это дает возможность тщательно осмотреть состояние внутренних стенок кишечника на всем его протяжении. Во время процедуры врач может забирать материал для анализа. При необходимости есть возможность даже удалять полипы, встречающиеся на пути. Это важно, потому что со временем они могут перерасти в рак.

Колоноскопия кишечника под наркозом проводится безболезненно, после проведения процедуры пациент может приступить к своим повседневным делам без каких либо отклонений в самочувствии.

Колоноскопия

Показания к проведению процедуры

У пациента есть возможность выбирать, какой метод обезболивания будет применен во время процедуры. Чаще предпочитается метод седации, что лучше глубокого наркоза, так как исключает осложнения после анестезии.

Решение на проведение процедуры принимает врач с учетом замеченных отклонений в состоянии здоровья пациента. Показаниями служат такие симптомы:

• Понижение гемоглобина в крови без видимых причин.
  • Потемнение стула или кровь в кале. Такое изменение цвета также свидетельствует о внутреннем кровотечении, но в глубоких отделах кишечника.
  • Проблемы с кишечной проходимостью и опорожнением. К ним относятся и запоры, и поносы. Также ощущения, что в прямой кишке что-то мешает нормально сходить в туалет.
  • Чувство, что кишечник постоянно переполнен, даже если прием пищи умеренный.
  • Усиление газообразования, даже при приеме продуктов, не вырабатывающих газы.
  • Беспричинная потеря веса, снижение работоспособности.
  • Увеличенное количество онкомаркеров в крови.
  • Наличие у пациента язвенного колита, болезни Крона и других заболеваний, требующих подтверждения диагноза и наблюдения за течением болезни.
запор
Проблемы с кишечной проходимостью и опорожнением — показание к проведению колоноскопии

Если у пациента кто-то из близких родственников перенес онкологию кишечника, ему также рекомендуется пройти профилактический осмотр толстой кишки, чтобы не пропустить патологию.

Людям после 45 лет рекомендуется проводить процедуру регулярно, потому что с этого возраста повышается риск возникновения раковых образований.

Виды анестезии при колоноскопии

Как проходит процедура колоноскопии под наркозом зависит от выбранного метода анестезии. Применяется местная анестезия, общий наркоз или седация. Все три метода позволяют щадить пациента и не причинять ему боль во время процедуры. Что лучше применить, врач решает вместе с пациентом.

Местная анестезия

Этот метод не предполагает введение обезболивающих препаратов. Анестетик применяется для обработки эндоскопа, который при контакте со слизистыми оболочками даст обезболивающий эффект. Но этим методом невозможно снять дискомфорт, а иногда и боль, которые возникают при нагнетании воздуха в толстую кишку. Воздух необходим для расправления складок кишечника, чтобы была возможность хорошо его рассмотреть. Этот метод менее дорогой, но не дает гарантий на комфортное обследование.

Общий наркоз

ФКС под общим наркозом позволяет проводить процедуру без какого-либо беспокойства со стороны пациента. Этот вид диагностики проводится в операционной, где обследуемого погружают в глубокий наркоз, который длится дольше требуемого времени. Показанием для этого метода служат спайки кишечника, высокая чувствительность у пациента и возраст до 12 лет. Дети такую процедуру крайне не любят и не желают добровольно ее переносить.

наркоз
Общий наркоз позволяет проводить процедуру абсолютно безболезненно

Седация

Наилучшим методом колоноскопии под наркозом считается седация. При этом пациенту вводится препарат, который притупляет чувствительность и вводит его в поверхностный сон. После процедуры пациент быстро приходит в себя и превосходно себя чувствует. У него нет побочных эффектов от наркоза, что делает метод лучше предыдущего. Кроме того, не требуется помещать больного в операционную и применять специальные аппараты. Больному достаточно пройти в процедурный кабинет, где есть эндоскоп.

В Москве колоноскопия под наркозом проводится во многих частных клиниках с применением современных аппаратов. Записаться на прием можно в реальном времени или онлайн.

Плюсы и минусы наркоза при проведении исследования

Прежде чем делать колоноскопию под наркозом, нужно учесть все плюсы и минусы данного метода.

Толстый кишечник человека имеет 1,5-2м длины. У некоторых людей может достигать более 3м. На своем протяжении он несколько раз изгибается, поэтому при его внутреннем обследовании требуется его раздуть воздухом. Это не всегда проходит безболезненно, организм может отреагировать болью и спазмами. Кроме того, сам зонд, продвигаясь внутри кишки, может задевать стенки и причинять боль пациенту. Особенно в местах, где ему приходится повернуть на изгибе. Медик должен иметь большой опыт, чтобы провести процедуру с минимальными болевыми ощущениями.

Пациенты, которые проводили процедуру без наркоза, свидетельствуют, что боль всегда ощущается. Даже, когда зонд проходит по прямым отделам кишечника, есть неприятные ощущения. А на поворотах некоторые пациенты ощущают такую боль, что приходится прерывать колоноскопию, и дальнейшее обследование не представляется возможным.

Благодаря современным технологиям есть возможность проводить различные медицинские манипуляции с максимальным комфортом и безопасностью для пациента. Избежать боли во время процедуры можно при применении наркоза.

Стоит ли вводить пациента в наркотический сон ради обследования, которое раньше проводилось в сознании пациента? Ведь наркоз для человека не приносит пользу, а в некоторых случаях он может подорвать здоровье. Но если пациент будет испытывать боль, врач не сможет тщательно осмотреть кишечник и выявить патологические изменения. Наркотический сон сократит время процедуры и повысит ее результативность. Кроме того, больной не будет страдать эмоционально.

Врач анестезиолог принимает решение, можно ли вводить пациента в состояние наркоза. С учетом индивидуальных особенностей организма он выберет необходимый состав анестетиков, которые мягко введут пациента в сон и также легко его из него выведут. По окончании обследования пациент еще некоторое время находится под наблюдением врача в палате. Если никаких отклонений в самочувствии не наблюдается, его отпускают домой.

Нюансы подготовки к процедуре с применением анестезии

Врач должен объяснить пациенту, как подготовиться к колоноскопии под наркозом. Для этого не достаточно одной клизмы, потому что необходимо по возможности очистить весь кишечник. Поэтому больному необходимо побыть некоторое время на специальной диете и принимать очищающие лекарства, которые пропишет врач.

Подготовка кишечника к колоноскопии состоит из двух этапов. За 3 дня до обследования нужно исключить из рациона жирное мясо и рыбу, злаки, бобовые, свежие овощи и фрукты, алкоголь, консервы и молочные продукты. Можно пить соки, есть нежирное мясо, макароны, яйца, бульон, картофель и белый хлеб. За день до процедуры принять слабительные лекарства. Вечером выпить 2 литра чистой воды и столько же утром.

Но если обследование необходимо проходить срочно, жидкость выпивается во второй половине дня накануне процедуры. В день колоноскопии больше не пить и ничего не есть до самого обследавания. Перед введением в наркотическое состояние рекомендуется снять с себя зубные протезы и контактные линзы, если они есть.

вода
Вечером накануне обследования нужно выпить 2 литра чистой воды и еще столько же утром

Противопоказания к наркозу при колоноскопии

Колоноскопия — процедура, которую можно проводить не всем, у нее есть свои противопоказания. К ним относятся:

• Воспалительные процессы в области брюшины, перитониты.
  • Инфекционные заболевания в острой стадии.
  • Острая сердечная или легочная недостаточность или поздняя стадия хронической формы.
  • Аллергия на анестетики.
  • Беременность.
  • Психиатрические и неврологические заболевания.
  • Нарушения свертываемости крови.

Наличие этих отклонений не является поводом для категорического отказа от процедуры. Но врач должен знать об этих отклонениях и принимать решение, взвесив все за и против.