Лечение и диагностика узловой (нодулярной) меланомы

Узловая меланома — злокачественное образование кожи. Образовывается из-за дисфункции меланоцито-пигментных клеток кожи. Зачастую появляется на местах родинок или пигментных пятен и в местах, которые чаще всего подвергаются солнечному излучению.

Причины возникновения узловой меланомы

На сегодняшний день медицине не известны причины возникновения узловой меланомы. Данное заболевание — злокачественная опухоль узлового вида. Но несколько провоцирующих факторов удалось выяснить:

• механические травмы родинок;
  • частое пребывание под ультрафиолетовыми лучами;
  • различного рода излучения (электромагнитные, ионизирующие);
  • токсины, попавшие в организм, которые приводят к отравлению;
  • наследственность;
  • пониженный иммунитет;
  • гормональный сбой организма;
  • пожилой возраст;
  • загрязненный воздух, особенно в зонах экологического загрязнения;
  • воздействие солярия;
  • светлая и нежная кожа, которая очень быстро сгорает под солнцем.
Узловая меланома
Частое пребывание под ультрафиолетовыми лучами является провоцирующим фактором узловой меланомы

Клинические признаки и локализация болезни

Узловую меланому часто обнаруживают на голове, туловище или шее. Образовываются они самостоятельно, а не в существующих невусов. На первичной стадии меланома похожа на узелковый нарост. Который может увеличиться в размерах за считанные дни. Иногда нодулярная меланома может образоваться на поверхности любого типа.

Различить ее не сложно, она имеет округлую толстую бляшку, которая немного слегка поднята над кожей. Имеет темно-синий или черный окрас. Но встречаются и светлые, иногда даже вовсе без окраса.

По статистике, мужской организм чаще подвергается данному заболеванию.

Основные признаки узловой меланомы:

• большой размер (5-10 см) новообразования;
  • имеет симметричную и куполообразную форму, на поверхности отсутствуют волосы;
  • вся поверхность покрыта шероховатостью, с виду напоминает бородавку, некоторые разновидности имеют корку;
  • в месте образования появляется зуд;
  • иногда можно заметить кровоточивость.

Развивается опухоль очень быстро, по этому, при любых подозрениях на заболевание следует записаться на консультацию к дерматологу. Ранняя диагностика поможет своевременно начать лечение и предотвратить закрепление в глубине слоев кожи. Ведь уже через 1-1,5 месяца могут пойти метастазы в рядом находящие органы и лимфоузлы. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на выздоровление.

Особенность узловой меланомы в том, что она не проходит радиальное разрастание и первая стадия очень коротка, и имеет стертую форму. Заметить меланому можно уже в стадии активного роста, когда поражаются все слои кожи.

Поэтому данный вид опухоли является очень опасным для жизни больного. Скорость развития метастаз очень велика и это напрямую зависит от размера опухоли.

Стадии развития

Узловая меланома имеет 4 стадии развития:

• 1 стадия узловой меланомы практически не проявляет свои качества. Размер составляет до 2 мм, какие-либо ощущения или другие симптомы отсутствуют;
  • на 2 стадии размер образования увеличивается, но признаков на заболевание так же не имеется, с легкостью можно спутать с обычной родинкой;
  • только уже на 3стадии появляются неприятные симптомы, узлы очень быстро увеличиваются и начинаются метастазы в лимфатической системе;
  • 4 стадия является самой опасной для жизни, метастазы поражают рядом находящиеся органы. При диагностике 4 степени прогнозы не утешительны и следует в срочном порядке начать лечение.
Пример узловой меланомы на 3 стадии

Как диагностируется узловая меланома

Следует внимательно присматриваться к образованиям на кожных покровах. И при любых подозрениях показаться врачу, это может ускорить дальнейшую терапию и даже спасти жизнь. Запущенные формы и стремительно развивающиеся метастазы способны за короткий период времени ухудшить состояние организма и даже привести к смерти.

После консультации у дерматолога следует посетить онколога, который назначит будущее лечение после всех лабораторных и инструментальных исследований. Если все таки есть подозрение онко заболевания, приступают к следующим обследованиям:

• биопсия лимфо узлов;
  • рентгенография грудной клетки;
  • проводят мнемоническую диагностику меланомы;
  • дерматоскопия;
  • сканирование конфокальным лазерным микроскопом;
  • иногда необходимо сделать сцинтиграфию, УЗИ и КТ;
  • гистология.
Узловая меланома
Дерматоскопия — один из методов диагностики узловой меланомы

При помощи дерматоскопии можно рассмотреть новообразование в увеличенном виде в 10 раз. Различают степень асимметрии, оттенок, пигментацию, и границы образования.

При биопсии производится удаление новообразования в целом виде, при этом захватывая и здоровую часть кожных покровов, и подкожную клетчатку так же. Затем взятый материал отправляют на гистологию. Далее патоморфолог делает срезы для измерения толщины образования. Открытую рану, которая остается после биопсии ушивают. Но если площадь новообразования велика, то рану закрывают повязкой до выяснения диагноза.

Все результаты тщательно изучают врачи онкологи, и только тогда устанавливается диагноз, определяется стадия и вид образования. Затем подбирается методика лечения, которая направлена на уничтожение раковых клеток и рисков осложнения.

Способы лечения

Способ лечения меланомы подбирают в зависимости от стадии развития опухоли и наличием  метастазов.

Хирургическое вмешательство при узловой меланоме

Одним из самых основных видов лечения меланомы является хирургическое вмешательство. Зарубежные клиники проводят инновационные методы — криодиструкцию меланом с помощью воздействия низкой температуры с лазерной хирургией. Только эти методы имеют положительную динамику на ранних стадиях заболевания, когда обнаружить ее непросто.

С помощью хирургии новообразование иссекают в полной мере, так же захватывая мышечные здоровые ткани. Площадь иссечения зависит от размеров опухоли и глубины проникновения в ткани и органы.

При размере меланомы в 1 мм, площадь иссечения более 1 см. При размере 2 мм — 3 см и больше.

В дополнение к хирургическому лечению добавляют иммунотерапию, она сокращает риск рецидива.

Иммунотерапия при меланоме

При помощи иммунотерапии оказывают лечебное воздействие, которое направлено на защитную систему организма.

Существует 2 вида иммунотерапии:

• активная — активируются собственная защита организма;
  • пассивная — вводят аналогичные продукты иммунной системы, которые борется с заболеваниями.

Иммунная система человека защищает организм от различных воспалительных процессов и болезней, но иногда она дает сбой и не справляется со своими функциями. В такие периоды и могут образоваться злокачественные образования в организме.

Для поддержки иммунной системы используют различные препараты. В зависимости от размера и тяжести заболевания, врач индивидуально разрабатывает схему лечения.

Химиотерапия

Химиотерапия — один из основных и эффективных методов лечения злокачественных образований. В организм вводят сильнодействующие токсичные препараты, с их помощью уничтожаются раковые клетки и останавливается процесс их развития.

Конечно, данный вид лечения имеет свое негативное влияние и на здоровые клетки организма: волосяные луковицы, костный мозг, желудочно-кишечный тракт и другие полезные клетки. Данный вид лечения имеет много негативных побочных эффектов.

Узловая меланома
Химиотерапия — один из основных и эффективных методов лечения узловой меланомы

Основные преимущества использования химиотерапии:

• правильно подобранная терапия уменьшает размеры опухоли перед предстоящей операцией;
  • убивает злокачественные клетки, которые могут остаться после удаления хирургическим путем;
  • дополнить иные виды лечения;
  • бриться с метастазами и рецидивом болезни.

В зависимости от стадии и локализации новообразования подбирают конкретный метод лечения. Обычно сочетают несколько типов и регулярную диагностику, для контроля роста злокачественных клеток.

Прогноз

Опухоль на 3 и 4 этапе развития имеет неблагоприятный прогноз. Изучив статистику, на 3 стадии заболевания процент выживаемости в 5 летний период становит — 30%. Однако, если у больного имеются метастазы в одном лимфоузле, то показатель возрастает до 50%. Пациенты с поражением четырех и более лимфатических узлов — 17%.

Опухоль с небольшой толщенной является менее метастатической и активный рост злокачественных клеток может начаться через большое количество времени, после поставленного диагноза.

На ранних стадия образования и своевременному лечению возможны благоприятные прогнозы. Подбирают правильный метод лечения лекарственными и хирургическими методами. Которые препятствуют росту новых клеток.

Любое онкологическое заболевание является признаком слабого иммунитета. Дабы укрепить свой организм и обезопасить от возникновения различных заболеваний, следует придерживаться простых правил:

• не иметь вредных привычек;
  • питаться здоровой едой, минимизировать количество жиров и белков;
  • больше отдыхать, избегать нервных и стрессовых ситуаций;
  • при любых подозрениях и ухудшениях состояния организма обращаться к врачу;
  • не заниматься самолечением.

Соблюдая профилактические меры можно снизить риск развития смертельно опасных заболеваний.